Н.С. Фомичев: взгляд через года

 

Иван Купала (иванова ночь, иванов день) или Купайла — с древнейших времен один из главных праздников календаря славянских народов, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. Это праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий сбор трав и цветов, плетение венков, украшение себя венками и перевязью из цветов и построек зеленью, хороводы, пение, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня. Славянская община родноверов, чьи праздники представлены в Календаре в разделе «Праздники славян», также отмечает праздник Ивана Купалы по старому стилю — 24 июня. From ancient times Ivan Kupala (Midsummer Night, Midsummer) or Kupayla is one of the main holidays of the Slavic calendar, coinciding with St John the Baptist. This is a celebration of the Sun, maturity and green summer mowing. Kupala rites perpetrated on the eve («Night   preceding Ivan Kupala») constitute a ceremonial complex, including collection of herbs and flowers, weaving wreaths, garlands and decorating oneself with a sash of flowers and buildings with greenery, dances, singing, destruction of effigy, jumping over a fire or the bouquets of greenery, water dousing, divination, hunting down witches, night excesses. Old men produce «live fire» with the help of dry sticks friction making bonfires. There is put a pole with a fixed burning wheel — a symbol of the sun in the center of these fires. Midsummer celebrations were made in pagan times in honor of the Sun God, whose wife was a luminous Zaryada, fair maiden. After the transition to a new style Midsummer holiday falls on July 7, more precisely, on the night of July 7. Some European countries celebrate Midsummer Day or the Day of St. Ivan (similar to the Ivan Kupala night) in the old style, during the summer solstice — from 20 to 26 June. Slavic community of the so called rodnovers (native believers) whose holidays are shown in the Slavic holiday calendar also celebrate Midsummer in the old style on June 24th.
И сегодня, в день, а вернее в ночь Ивана Купалы хочу познакомить вас с самобытным и, к сожалению, малоизвестным русским художником-акварелистом, которого я открыла для себя на 38-м российском антикварном салоне. Картины Николая Сергеевича Фомичева (1902-1981) это не художественный комментарий к фольклорным и этнографическим источникам. Это своеобразные иллюстрации к классическим трудам по русскому фольклору и мифологии – книгам И.П. Сахарова «Сказания русского народа», А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», И.М. Снегирева, А.Терещенко, а также к литературной сокровищнице – сказкам А.С. Пушкина, стихотворениям Ф.И. Тютчева и поэме «Слово о полку Игореве». Это размышления русского интеллигента, московского художника на тему русской духовной культуры, традиционных верований, язычества и христианства. В  своих работах Н.С. Фомичев пытался создать общественно-поэтический образ русской старины, в которой древнее мировоззрение славян тесно переплеталось с христианством. Славянское язычество для него было связано с поэзией природы, а христианство — с духовностью и с высшем ее проявлением — общечеловеческой любовью. And today, on the day, or rather on the eve of Ivan Kupala I would like to introduce you to a distinctive and, unfortunately, a little-known Russian watercolor painter, who was a discovery for me at the 38th Russian Antiques Salon. Pictures by Nikolai Sergeyevich Fomichev (1902-1981) is not an artistic commentary on the folklore and ethnographic sources. This is a unique illustration of the classic works of Russian folklore and mythology – books by I.P. Sakharov «Tales of the Russian people,» A. Afanasyev «Poetic views on the nature of the Slavs», I.M. Snegirev, A.Tereschenko, as well as to the literary treasure – tales by A.S. Pushkin’s poems by F.I. Tiutchev, poem «The Song of Igor’s Campaign.» It is a refined Russian person’s, Moscow artist’s reflection of Russian spiritual culture, traditional beliefs, paganism and Christianity. In his works, N.S. Fomichev tried to create a socio-poetic image of Russian antiquity, where the ancient Slavic world is closely intertwined with Christianity. He considered Slavic paganism to be closely linked with the nature of poetry, and Christianity to be aligned with spirituality and its highest manifestation — universal love.
Вороны/ Crows
3
Плач Ярославны/   Yaroslavna’s Lament2
«Дева Февронья» из цикла «Потонувший град Китеж» /»Maiden Fevronia» from the cycle of » The sunken Kitezh city»

6

Иллюстрация к сказке «Руслан и Людмила»/Illustration to the tale «Ruslan and Lyudmila»

7

 Источники:

 Антикварный салон «Алексеевское подворье»

© Calend.ru

 Sources:

Antique Salon «Alekseev Habitation»

© Calend.ru

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *